Глеб Самойлов: «Свобода – это ответственность за решения»

Xoтя тeaтрaльныe элeмeнты здeсь прoслeживaются, спeктaкль прeдпoлaгaeт нaличиe сцeны и зритeля. Тe, кoму этo нeoбxoдимo, сaми всe oсoзнaют. — Я oб этoм нe зaдумывaюсь и прeдпoчитaю кoнцeнтрирoвaться нa тoм, чтo дeлaю сaм. Oни нa свoeм мeстe. Эмoциoнaльнo рaбoтa мoжeт пoкaзaться дoстaтoчнo тяжeлoй для вoсприятия: тeмы, к кoтoрым вы aпeллируeтe, — oтнюдь нe пoзитивныe. — Кaкиe тeндeнции вы видитe сeйчaс нa сoврeмeннoй aльтeрнaтивнoй сцeнe? — Для мeня это подведение итогов довольно долгого периода, точкой отсчета которого стал тот момент, когда я принял решение начать свой собственный путь. А искусство – это совершенно другое. Я ответил: «Подожди, сейчас он запоет, и ты сам поймешь». На самом деле они пользуются их плодами, трансформируя их внутри себя. — В вашей картине мира шоу-бизнес и искусство – это сочетаемые друг с другом категории или истории о разном? — Не знаю, я не берусь судить всю сцену. Зашел организатор – лет на 10 моложе меня – и спросил, что за музыка играет. Однако любое произведение создается для слушателя или для зрителя, нацелено на диалог…
— Когда я пишу что-то, я понимаю, что каждое мое произведение, как и каждое мое действие в жизни, может стать последним. Когда человек умер — это одно состояние, когда жив – другое. — Вы говорите о том, что только единицы могут понять это. Они органично вплетаются в общую канву, но не являются определяющими. — Очень сильно. Первое не предполагает уже больше никаких вариантов, а второе предполагает, и иногда они хуже, чем смерть. Как-то раз, находясь на гастролях в одном городе, я слушал Высоцкого. Высоцкий начинает петь. Где-то и нет… В определенных моментах специально использованы сцены, врезки, которые, казалось бы, не имеют отношения к основному повествованию, уводят от него. Вот это для меня важно. — Вы единоличник в творческом смысле? Ни одной песни. Взять ту же музыку: большинство исполнителей продолжают писать песни по схеме «куплет-припев». — Да. В тот момент у меня стали получаться такие странные зарисовки, одна из которых была сделана в том числе и на стихотворение Маяковского. Видимо, увеличение энтропии. — Она начинается с композиции «Звезда» и завершается треком «Послушайте!» — реинкарнацией стихотворения Владимира Маяковского…
— На самом деле это получилось случайно. Лично я просто пишу свои дневники… И я изначально понимал: то, что я пишу, поймут единицы. — Насколько творческий человек подвержен влиянию извне – со стороны общества, политической системы? Для меня здесь все понято, продумано, прочувствовано, в том числе и монтаж. В течение последних трех лет мне особенно важно выразить определенные мысли и идеи, а уж какими средствами это осуществляется – по сути, не важно, они могут быть самыми разнообразными. О чем она лично для вас? Хотя и определение «песня» здесь не подходит… Конечно, в душе я до сих пор рейвер, поэтому для меня вкрапление каких-то элементов — дабстепа, трепа – просто логичное продолжение того, что я умею делать. Как он ей распоряжается – личное дело каждого, но свобода – это еще и ответственность за принятие решений. Не спектакль.. — Второе. — Вам важно, какой резонанс она вызывает у слушателей? Некоторые, послушав «Здравствуй», стали говорить о том, что это дабстеп, например, вешать ярлыки… — После выхода работы, которую вы, по факту, создавали всю жизнь, есть ли силы на концерты, гастроли? — В своих композициях вы стремитесь создать некий абстрактный мир, или это форма отражения реальности? — Альбом сильно отличается от предыдущих, записанных с The Matrixx. Любой человек, который занимается творчеством, предельно распахнут, открыт и миру, и народу, и всем внешним влияниям. Я считаю, что и на сцене, и в жизни человек обладает абсолютной свободой. Даже если на вас давят внешние обстоятельства, или кто-то вас подталкивает к ним, это все равно ваши решения. Могу сказать, мне близка теория того, что время героев прошло. Не только среди артистов. «Это Вертинский?», — обращается ко мне человек. Тем не менее они там тоже нужны. Мотивация того, для чего я это делаю, в случае с последней работой заложена в ее названии и текстах. Более того, это абсолютно не альбом в классическом понимании. Именно поэтому понадобилось время: мне нужно было смонтировать пластинку именно так, как я хочу. С чем это связано, на ваш взгляд? — В последнее время искусство становится все более эклектичным. — Мне интересно, когда люди понимают или чувствуют на интуитивном уровне, что это не альбом, не песни, а нечто совершенно другое. Я не задумываюсь специально о векторе движения, о том, что будет дальше, если говорить о звучании. В свежей работе нет ничего случайного. В каком направлении вам сейчас интересно двигаться? — Насколько актуальна сейчас в России рок-музыка? Так что о каких героях сегодня вообще можно говорить? Ну а его «закольцовкой» стали события, произошедшие за последнее время в моей жизни. Я не хотел бы вдаваться в подробности: какие именно — вряд ли заинтересует читателей. В них идет речь о конкретных людях и событиях. Все это и есть шоу-бизнес, мейнстрим, культура, между которыми я ставлю знак равенства. В данном случае я много апеллирую к теме смерти, потому что она является наиболее понятным символом. Не знаю, что способствует деградации поколений. В этом плане новая работа вообще не имеет никакого отношения к рок-музыке. — Я не могу говорить от лица всех представителей искусства, я могу отвечать только для себя. Я игнорирую эти привычки, иду мимо них. — Для меня все работы, созданные в рамках этого проекта, очень разные. Я не буду говорить, о каких, потому что работа, тексты говорят сами за себя. Не нужно никому ничего доказывать и объяснять. После выхода предыдущего альбома «Резня в Асбесте» я начал думать о том, чем бы мне отвлечься от того, что я уже сделал. Примерно в то же время появилась композиция «Дурачок», стихи на которую были написаны мной еще в 21 год… Можно сказать, что эта работа создавалась практически всю осознанную жизнь. — Шоу-бизнес – это представители мейнстрима (читайте, культуры), ассимилирующие в себе любые знаковые движения, зарождающиеся изначально в авангарде и андеграунде. Фото: предоставлено пресс-службой группы Глеб Самойлов & The Matrixx

— Глеб, «Здравствуй» — непростая история, цельная, но многослойная. Посмотрите, Энди Уорхол умер в 1987 году. — Я просто осознаю, что это способ донести свой месседж до того, кто способен его услышать, кому он нужен. А люди, на мой взгляд, продолжают жить так, как будто современного искусства до сих пор не существует. Я считаю, никакого дабстепа там нет. Строчка «не загадывай на звезду, это, может, упал наш друг» родилась, когда умер Илья Кормильцев. Конечно, есть такое суждение, что росток не пробьется, не встретив некое сопротивление, но здесь уже вступает в силу борьба противоположностей. Не кино… Как точно отметил один человек, правильнее всего будет назвать это инсталляцией. Это касается любого жанра, и попа, и рока.