» Посадка на кукурузное поле. На этот раз обошлось. Часть 2

Былo вoзбуждeнo угoлoвнoe дeлo o нaрушeнии прaвил бeзoпaснoсти пoлeтoв. Ктo жe винoвaт? Чaйки? Имeннo стaю чaeк видeли кружaщeй рядoм с ВВП. Eщe нa oбщeм сoбрaнии Aссoциaции эксплуaтaнтoв вoздушнoгo трaнспoртa в декабре 2018 года генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов призвал усилить орнитологическое обслуживание аэропортов. По статистике в 2018 году наибольшее число столкновений произошло в августе. Чаще всего во время столкновения происходит повреждение крыла или двигателя. Очень опасно повреждение лобового стекла.

Ремонт вмятины на крыле и фюзеляже – удовольствие очень недешевое. Попадание птицы в двигатель разрушает его. Борьба с птицами ведется в аэропортах самыми разными способами. Это и применение стационарного оборудования для отпугивания пернатых (пропановые пушки, биоакустические установки, акустические установки, зеркальные шары с глазами хищных птиц, блестящие ленты, пугала), противопосдочные сети и противопосадочные шипы, которые крепятся даже на зданиях аэропорта, чтобы не позволять птицам садиться. А еще применяются телеметрическое оборудование и датчики слежения, подземные установки отпугивания грызунов, служащих пищей для крупных птиц, трава в окрестностях аэродрома обязательно скашивается до созревания семян, засыпаются локальные понижения грунта, где может скапливаться вода. Даже лужи могут привлечь ворон для водопоя. В СССР для сокращения популяций птиц в окрестностях аэропортов применяли охотничьих ястребов. В «Домодедово» и «Внуково» этот метод применяется и сегодня наряду с новшествами. Легавые собаки ищут гнезда куропаток, коростелей, перепелов, бекасов и вальдшнепов. Анализируется количество птиц, их перелетов. Методы отпугивания приходится периодически менять, так как постепенно эффективность их снижается, птицы ко всему привыкают.

Откуда же взялись злополучные чайки? Дело в том, что рядом с Жуковским всего в километре от ВВП расположено небольшое озеро Глушица, которое давно превращено в свалку строительного, а значит и прочего мусора. Раньше на берегах озера отдыхали местные жители. Понятно, что эта свалка создала прекрасные условия для гнездования и размножения птиц. Елена Гришина, член Комиссии по экологии, природопользованию и сохранению лесов Общественной палаты Московской области два года назад говорила: «…Рядом находится аэропорт Жуковский, принимающий рейсы из стран СНГ. То количество чаек, которое гнездится на озере Глушица, может привести к авиакатастрофам». Как в воду глядела!

Вода из озера загрязняет и Москва-реку, куда был организован сток из озера. Почему со свалкой не борются местные жители и власти? Жители борются, но с кем? Кому принадлежит свалка, да и земля с озерами? По информации «СПАРК-Интерфакс»,Это владения депутата городского округа Жуковский Родиона Кузина, который, между прочим, еще и входит в Комиссию по вопросам ЖКХ, благоустройства, градостроительства и природопользования. За неделю до ЧП депутат из Жуковского Сергей Рязанов после проверки хода работ по уничтожению свалки бодро отрапортовал: «Уборка мусора в районе Глушицы продолжается. До нужного результата ещё далеко, но работа по очистке территории идёт. С начала года вывезено 500 грузовиков мусора. Очень хочется скорее завершить здесь уборку, чтобы закрыть проблему раз и навсегда». Сколько самолетов должны столкнуться с птицами, чтобы свалка была ликвидирована? И все ли столкновения закончатся относительно благополучно? Компания «Вымпел К» в Раменском несколько раз штрафовалась за создание свалки. Но штрафы она просто не платит. Между тем никаких свалок ближе 30 километров от ВВП быть не должно.

За 2017 и 2018 годы в России произошло 1036 и 1021 случаев столкновения с птицами, за первое полугодие текущего года уже было 556 столкновений. Хуже всего ситуация в аэропортах Астрахани, Абакана, Махачкалы, Минеральных Вод. Самыми же безопасными по этой статистике признаны аэропорты Красноярска (6 столкновений), Новосибирска и Сочи (по 7).