Рекорд разума


15 сeнтября. Киeв. НСК «Oлимпийский». Учaстники рeкoрднoй интeллeктуaльнoй игры. Фoтo: facebook.com

«СЭ» рaсскaзывaeт oб устaнoвлeннoм нaциoнaльнoм рeкoрдe нa «Oлимпийскoм».

1589 чeлoвeк. Этo бoльшe, чeм сoбирaют нa трибунax oтдeльныe мaтчи укрaинскoй футбoльнoй прeмьeр-лиги, нo нa минувшиx выxoдныx бoльшe пoлутoрa тысяч людeй пришлo нa «Oлимпийский» сoвсeм пo другoму пoвoду. Группa энтузиaстoв решила организовать на главном стадионе страны сверхмассовую интеллектуальную игру и установила по этому показателю рекорд Украины.

Об интеллектуальном спорте мы вам рассказывали раньше — и с тех пор принципы таких игр не изменились: все так же ведущий в них читает вопросы, участники за установленное время пытаются письменно на них ответить, а специальные ассистенты собирают бланки и проставляют плюсы и минусы. Качественный маркетинг и продвижение в соцсетях позволили привлечь принципиально большую аудиторию, чем обычно.

Полгода назад в кругах интеллектуальных игр Украины появилась амбициозная цель: установить мировой рекорд по количеству участников на одной викторине. Ради такого события был арендован «Олимпийский», а одним из ведущих стал артист студии «Мамахохотала» Женя Янович. И хотя попасть в Книгу рекордов Гиннесса организаторам не удалось (аналогичная игра в Индии собрала почти пять тысяч), занять не первое место в истории Украины такое мероприятие просто не могло.

О рекорде и не только с «СЭ» поговорил руководитель группы организаторов «The GAME» Анатолий Усенко.

— Замысел появился в декабре прошлого года, когда узнал о тогдашнем рекорде Украины — 911 человек на семи локациях участвовали в тематической викторине по Гарри Поттеру. Я подумал, что неплохо было бы собрать больше и в одном месте.

Арендовать «Олимпийский» оказалось не так сложно, как кажется на первый взгляд. Предварительно договорились еще в январе, но была оговорка, что возможен перенос из-за футбола. Так, кстати, и получилось. В конце июня со мной связались представители стадиона и сказали, что 1 сентября у них занято группой Imagine Dragons, которые будут демонтировать конструкции, а «Динамо» с «Карпатами» сыграют на следующий день. Мне предложили выбрать другую дату в сентябре.

С названием получилась забавная история. Когда собрал коллег по организаторскому цеху, создал чат в Телеграме и назвал «The GAME». И звучало красиво, и определенный артикль добавлял пафосности. Потом, когда пришли к неймингу, набросали около 40 вариантов названий, обыгрывающих рекорд, интеллектуальные игры, мозг на разных языках, пока кто-то не предложил взять название чата. Все и поддержали.

— Как вы пытались привлечь новую аудиторию?

— Это были почтовые рассылки по базам клиентов, «сарафанное радио» среди любителей интеллектуальных игр. Один из наших партнеров предоставил бесплатно 47 биллбордов и ситилайтов, другой размещал баннерную рекламу, потом подключили еще и рассылки по университетам и школам, афиши расклеивали, раздавали визитки. В общем, почти все бесплатное, что можно было задействовать, мы задействовали.

— Какие требования вы ставили перед автором вопросов The Game?

— Вопросы должны были быть легкими и красивыми. И мне кажется, что автор Владимир Островский с заданием справился на отлично. Мы хотели выйти за рамки аудитории, играющей в интеллектуальные игры, и сделать так, чтобы новички не чувствовали себя чужими на интеллектуальном празднике. Честно говоря, я думал, что будет больше команд, которые возьмут все 36 вопросов, но абсолютный результат показала лишь одна.

— Чего стоит фиксация рекорда в Книге рекордов Гиннесса?

— Либо денег, либо дополнительных временно-трудовых затрат. Мы пошли по наиболее экономному и длительному варианту, не приглашали их представителя, так как это стоило бы 10 тысяч фунтов стерлингов, но должны были выполнить ряд обязательных условий. Это полная видео и фотосъемка мероприятия, наличие одного стюарда на каждые 50 участников (то есть минимум 99 человек для рекорда), подтверждение от аудиторской компании, хронометраж мероприятия, система контроля на входе и другие нюансы. Все было готово, но, к сожалению, самое главное для достижения мирового рекорда — люди — не собралось в нужном количестве.

Обратились мы за комментарием и к Владимиру Островскому — автору вопросов с огромным опытом, обладателю Хрустальной совы, ранее писавшему вопросы для чемпионатов Германии, США и Канады по «Что? Где? Когда?»

— Сколько времени у вас отняла подготовка 36 вопросов для игры?

— Если считать исключительно оформление материала — дня два. Но этому предшествовал долгий период откладывания материала — такая работа началась в мае. Ну и надо было сделать украинский текст наиболее звучным с учетом акустики стадиона и ушей, не привыкших к вопросам типа «Что? Где? Когда?»

— В чем особенность подготовки вопросов для такого турнира? Готовить пакет для него проще или труднее, чем для турнира опытных знатоков?

— Это действительно другая работа. Если вопросы для опытных знатоков — литературная формула, уравнение, то вопросы «для людей» — это в первую очередь сторителлинг. Как бы четко ты ни построил логические ходы, без интересной или смешной истории людям будет скучно.

Ну и очевидные вещи: не требовать в вопросах знания, выходящие за пределы жизненного опыта и общего информационного поля «нормального человека», говорить живым языком, а не упомянутыми выше формулами. Это уменьшает количество маневров по сравнению с работой над турнирами для опытных игроков. В этом плане работа сложнее.

— Сколько вопросов в своей жизни вы уже написали?

— Адекватных — около пяти тысяч. Но есть еще много того, что лучше оставить в файле с черновиками…

Виталий ПАСИЧНЫЙ, Спорт-Экспресс в Украине